В красноярском кардиоцентре прооперировали ребёнка с тяжёлым пороком сердца

В красноярском кардиоцентре провели гибридную операцию новорожденному ребёнку с тяжёлым пороком сердца.

Об этом сообщила пресс-служба учреждения.

Девочка родилась с редким врожденным пороком – аномалией Эбштейна, который усугублялся индивидуальными особенностями развития порока. Две бригады хирургов, используя современные методы открытой и эндоваскулярной хирургии, провели гибридную операцию, которая позволила стабилизировать состояние маленькой пациентки.

Частота встречаемости подобной аномалии не превышает 1% среди всех врождённых пороков сердца, а рождённые с этим заболеванием обычно спокойно доживают до зрелого возраста без хирургического вмешательства врачей.

Однако, в еще более редком варианте, эта аномалия может быть критической и угрожать жизни ребенка уже в периоде новорожденности.

Благодаря тому, что такая форма патологии была выявлена ещё в утробе, поэтому меры принимались ещё во время беременности и родов.

«Сразу же после рождения, стало понятно, у ребенка аномалия Эбштейна в самом ее плохом развитии. У девочки настолько смещен трикуспидальный клапана в полость правого желудочка, что он не дает выхода крови из желудочка в легочную артерию (так называемая, функциональная атрезия легочной артерии). Увеличенный в размерах правый желудочек при этом, не дает полноценно наполняться кровью левому, тем самым увеличивая сердечную недостаточность», — рассказал детский кардиохирург Павел Теплов.

Основным методом лечения таких детей является операция в результате которой правый желудочек полностью выключается из кровотока, а легочный кровоток обеспечивается за счет дополнительных источников – системно-легочных шунтов. Но возникает еще одна проблема – размер шунта. Подбор оптимального размера сосудистого протеза (шунта) у детей массой менее 3 кг (а этот ребенок родился с массой 2,8 кг) очень большая проблема в кардиохирургии и речь идет даже не о миллиметрах, а о десятых долях миллиметра.

«Если шунт будет на полмиллиметра больше, чем необходимо, у ребенка разовьется сердечная недостаточность, если меньше, то легочного кровотока будет не хватать – комментирует главный врач Кардиоцентра, доктор медицинских наук Валерий Сакович. —  В случае с нашей пациенткой была выбрана не стандартная схема лечения. После закрытия трикуспидального клапана, дали ребенку время на стабилизацию состояния, а когда стало понятно, что критический период миновал, использовали в качестве системно-легочного шунта – собственную (фетальную) коммуникацию – открытый артериальный проток, потому что именно с размером этого «шунта» кровоток ребенка был максимально сбалансирован. Используя уже накопленные опыт гибридной хирургии, было выполнено стентирование этого протока через легочную артерию».